
Фото: Sostav Белорусский производитель молочной продукции «Савушкин продукт» подал иск в Суд по интеллектуальным правам, оспаривая отказ Роспатента в признании обозначения «Савушкин» общеизвестным брендом в России, относящейся к 29 классу МКТУ.Ранее, в 2023 году и марте 2025 года, Роспатент дважды отклонял заявку компании на получение данного статуса. В качестве аргументов в пользу известности бренда истец предоставил результаты исследований ВЦИОМ, финансовые и маркетинговые данные, договоры на рекламу, информацию о продажах и материалы с выставок.
Однако, по мнению Роспатента, представленные доказательства не подтверждали широкую известность знака. Основаниями для отказа послужили, в частности, следующие факторы: преобладание на упаковке других обозначений (например, TEOS и «Савушкин Хуторок»); акцент рекламных кампаний на продвижении других брендов; недостаточная убедительность маркетинговых рейтингов и результатов социологических исследований. Omni, opti, connected: с чего реально начать производителю уже в этом году
Компания, в свою очередь, утверждала, что законодательство не требует доминирующего положения товарного знака на упаковке, а со вместное использование его с другими брендами не является препятствием для признания общеизвестности.
Суд пришел к выводу, что Роспатент не провел всестороннюю оценку предоставленных материалов и сделал необоснованные выводы о незначительном характере продаж и ограниченной географии распространения продукции. Ведомство также не приняло во внимание данные об объемах поставок, продаж и территориальном охвате рекламы.
Суд подчеркнул, что российские подразделения «Савушкин продукт» формируют единый источник происхождения товаров. При этом известность знака определяется осведомленностью потребителей о самом обозначении и связанных с ним товарах, а не о производителе.
В итоге, Суд по интеллектуальным правам обязал Роспатент включить товарный знак «Савушкин» в Реестр общеизвестных товарных знаков РФ для молочной продукции 29 класса МКТУ, а именно йогурта и творога.
Кроме того, компания «Савушкин продукт» успешно оспорила отказ Роспатента в признании товарного знака «Брест-Литовск» общеизвестным в России для сыра и сливочного масла. Несмотря на контрдоводы Роспатента, суд обязал ведомство зарегистрировать обозначение «Брест-Литовск» как общеизвестное, ссылаясь на внушительные объемы поставок, присутствие продукции в крупных торговых сетях, значительные маркетинговые инвестиции и масштабные рекламные кампании.
***